ФРАНЦИСКО ИНФАНТЕ-АРАНА И НОННА ГОРЮНОВА | «МАШИНА В ЛЕСУ 1991/2024»

О РАБОТЕ

Инсталляция «Машина в лесу» была задумана Франциско Инфанте и Нонной Горюновой еще в 1988 году и впервые реализована в октябре 1991 года в московской галерее «Риджина». Проект оказался совершенно неожиданным для публики, ведь традиционное для этого творческого дуэта контрастное высказывание, основанное на идее «артефакта» как художественного соединения искусственного объекта с природной средой, в замкнутом пространстве теряло привычную серьезность. Однако все принципы «артефактов» были соблюдены: построенная на эффектах отражения и движения работа представляла собой искусственную абстрактную геометрическую систему, в равной степени состоящую из выбранных материалов и преломлений окружающего света и цвета.

В версии 2024 года, созданной специально для фестиваля «Здесь и Сейчас», инсталляция интегрирована в пейзаж Инновационного центра «Сколково» и раскрывается в совершенно новом ключе. «Машина»-артефакт, выполненная в форме созвездия Большой Медведицы, уже не безучастна и не существует отдельно от природной среды. Напротив, отношения рукотворного объекта и окружающего пространства невероятно динамичны, и мы можем фиксировать происходящие в них изменения с течением суток и времен года. Исключительным свойством работы является то, что, в отличие от большинства произведений этого авторского тандема, она предлагает зрителю роль не просто наблюдателя, а непосредственного актора, способного влиять на скорость и силу взаимодействия объекта со средой.


ОБ АВТОРЕ

Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова — пионеры кинетического искусства в России и одни из наиболее известных и влиятельных отечественных художников-кинетов в мировом контексте.

Франциско родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области, Нонна — в 1944 году в Москве. Оба окончили Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Во время учебы, с 1962 по 1964 год, Инфанте-Арана входил в состав Содружества художников геометрического и метафизического направления. В 1968 году он начал работать совместно с Горюновой, и в 1970-м художники организовали группу «Арго» с целью разработки искусственных систем, аналогичных естественным явлениям. Возникновение этого объединения стало заметным авангардным событием того времени. Пять лет спустя Инфанте-Арана и Горюнова впервые инициировали вторжение искусства в природный ландшафт: они поместили в естественную среду созданные ими геометрические объекты, тем самым столкнув нерукотворное и искусственное начала. В разные годы природным контекстом выступали поле, лес, пляж, небосклон. «Артефакты» же представляли собой произведения, созданные из пленки, цветной бумаги, лесок и зеркал. Момент их встречи — то есть оптимального взаимодействия — фиксировался на фотокамеру, и отпечатки впоследствии воспроизводились небольшим тиражом. Этот тотальный художественный эксперимент красной нитью пронизал всё творчество соавторов: они и по сей день продолжают совершенствовать идею «артефактов».

В творческой биографии Франциско Инфанте и Нонны Горюновой — участие более чем в трехстах выставках в России и за рубежом. Их произведения украшают собой коллекции ведущих международных музеев и множество частных собраний. Художники живут и работают в Москве.
Смотрите также