Художник Роберт Моррис говорил, что искусство должно задавать вопросы, а не давать на них ответы. Арт-объект Data Cloud предлагает зрителям отправиться в путешествие по цифровому хранилищу и получить новый опыт взаимодействия с цифровой и аналоговой средами. Подобно мориссовскому «Стеклянному лабиринту», работа Виктора Полякова кажется частью футуристического городского пейзажа. А множество зеркальных поверхностей в сочетании с полупрозрачной модульной сеткой создают эффект бесконечного преломления пространства. Движение зрителя запускает процесс трансформации плоскостей и цветов. Таким образом, зритель сам становится частью облака данных. Впечатление цифрового присутствия обеспечивает и выбранный Поляковым цветовой код – восьмибитная система, состоящая из 256 цветов, применяемая в gif графике и пиксель-арте. Также 256-битное кодирование используется как ключ шифрования в криптографии. Перемещаясь в пространстве инсталляции, человек то и дело отвечает на возникающие вопросы: чувствует ли он себя частью цифрового пространства, допустимо ли для него достижение превосходства машин над человеческим сознанием, проявляются ли в тектонике лабиринта дополнительные смыслы и коннотации? Естественным фоном для арт-объекта стал остекленный фасад культурного центра «Салют».
ОБ АВТОРЕ
Виктор Поляков создает световые инсталляции, кинетические скульптуры, паблик-арт-объекты, в которых главными элементами выступают свет и движение. Благодаря оптическим эффектам и компьютерному управлению его работы могут видоизменяться, деконструируя и пересобирая пространство. Светокинетическая фигура Exodus, установленная в 2015 году во дворе Новой Третьяковки, с помощью бликов и теней превратила в арт-объект фасад музея. Для выставки Lexus Hybrid Art в 2017 году художник создал объект Cubed/Uncubed с меняющей прозрачность поверхностью, а в 2021-м в рамках проекта HYDRA представил иммерсивную инсталляцию «Интерференция», в которой главным действующим «персонажем» стала вечно изменчивая вода.